В 1543 году, лежа на смертном одре, Коперник закончил читать гранки своего великого труда; он умер как раз в тот момент, когда он был опубликован. Его “De revolutionibus orbium coelestium libri VI" ("Шесть книг о вращении небесных сфер”) стала первым выстрелом в революции, последствия которой были больше, чем последствия любого другого интеллектуального события в истории человечества. Научная революция радикально изменила условия мышления и материального существования, в которых живет человеческая раса, и ее последствия еще не исчерпаны. наука

Николай Коперник: гелиоцентрическая система

Все это было вызвано тем, что Коперник осмелился поместить Солнце, а не Землю, в центр космоса. Коперник фактически цитировал Гермеса Трисмегиста, чтобы обосновать эту идею, и его язык был полностью платоническим. Но он имел в виду свою работу как серьезную работу в области астрономии, а не философии, поэтому он решил обосновать ее наблюдениями и математически. Результаты были впечатляющими. Одним махом Коперник свел сложность, граничащую с хаосом, к элегантной простоте. Очевидные возвратно-поступательные движения планет, которые требовали поразительной изобретательности, чтобы вписаться в систему Птолемея, можно было объяснить только с точки зрения собственного орбитального движения Земли, добавленного к движениям планет или вычтенного из них. Изменение яркости планет также объяснялось этой комбинацией движений. Тот факт, что Меркурий и Венера никогда не были обнаружены на небе напротив Солнца, Коперник объяснял тем, что их орбиты располагались ближе к Солнцу, чем орбиты Земли. Действительно, Коперник смог расположить планеты в порядке их расстояний от Солнца, учитывая их скорости, и таким образом построить систему планет, что ускользнуло от внимания Птолемея. Эта система обладала простотой, согласованностью и эстетическим очарованием, которые делали ее неотразимой для тех, кто чувствовал, что Бог был высшим художником. Его аргумент не был строгим, но эстетические соображения нельзя игнорировать в истории науки.

Коперник не разрешил всех трудностей системы Птолемея. Ему пришлось сохранить часть громоздкого аппарата эпициклов и других геометрических приспособлений, а также несколько аристотелевских кристаллических сфер. Результат был более аккуратным, но не настолько поразительным, чтобы вызвать немедленное всеобщее одобрение. Более того, были некоторые следствия, которые вызвали значительную озабоченность: почему кристаллический шар, содержащий Землю, должен вращаться вокруг Солнца? И как было возможно, чтобы сама Земля совершала оборот вокруг своей оси один раз в 24 часа, не сбрасывая со своей поверхности все объекты, включая людей? Ни одна известная физика не могла ответить на эти вопросы, и предоставление таких ответов должно было стать центральной задачей научной революции.

На карту было поставлено нечто большее, чем физика и астрономия, поскольку одно из следствий системы Коперника нанесло удар по самим основам современного общества. Если бы Земля вращалась вокруг Солнца, то видимые положения неподвижных звезд должны были бы меняться по мере движения Земли по своей орбите. Коперник и его современники не смогли обнаружить такого сдвига (называемого звездным параллаксом), и было только две возможные интерпретации для объяснения этого сбоя. Либо Земля находилась в центре, и в этом случае не следовало ожидать параллакса, либо звезды были так далеко, что параллакс был слишком мал, чтобы его можно было обнаружить. Коперник выбрал последнее и, таким образом, был вынужден принять огромный космос, состоящий в основном из пустого пространства. Предполагалось, что Бог ничего не делал напрасно, так для каких целей он мог создать вселенную, в которой Земля и человечество были затеряны в огромном пространстве? Принять Коперника означало отказаться от дантовского космоса. Аристотелевская иерархия социального положения, политической позиции и теологических градаций исчезла бы, чтобы быть замененной плоскостью и незамысловатостью евклидова пространства. Это была мрачная перспектива, которая не подходила большинству людей 16-го века интеллектуалы, и поэтому великая идея Коперника осталась на периферии астрономической мысли. Все астрономы знали об этом, некоторые сопоставляли с этим свои собственные взгляды, но лишь небольшая горстка охотно приняла это.

В течение полутора столетий после Коперника развивались два легко различимых научных движения. Первая была критической, вторая - инновационной и синтетической. Они работали вместе, чтобы подорвать репутацию старого космоса и, в конечном счете, заменить его новым. Хотя они существовали бок о бок, их последствия легче увидеть, если рассматривать их по отдельности.